Главная | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Реконструкция [6]
Польша, ВКЛ 13-15 века [2]
Западная Европа и ТО 13-15 века [0]
Главная » Статьи » Реконструкция

О кошельках во второй половине XIII – первой четверти XIV веков.
Кошельки вообще. Карманы, как мы знаем их сегодня, в 13 веке не использовались. Ежедневными предметами обихода того времени, нуждающимися в некоей «емкости» для ношения, являлись деньги, "paternoster" (четки), восковые таблички, перо. Кошельки самых разных форм и размеров были общим аксессуаром как для мужчин так и женщин. Естественно, манускрипты того времени изобилуют изображениями людей, носящих кошельки на поясе, приобретающих кошельки, и достающих что-либо из кошельков. Характерными особенностями стиля женских кошельков была правильная геометрическая (чаще прямоугольная или трапецевидная) форма, а также - крепление к поясу на шнурке. Мужчины же, носили кошельки различными способами, колеблющимися от утонченного до утилитарного.

Дитмар фон Айст (Dietmar von Aist) показывает ряд кошельков и ремней предмету его "любовного интереса" замаскировавшись под торговца (Manesse Codex, circa 1300-1320, Zurich, Heidelberg, Universitatsbibliothek) Ремни и кошельки очевидно часто продавались вместе в одних и тех же лавках.

"Ормоньеры" в частности.

Французское слово "Аumoniere" произошло в свою очередь от слова "aumone" - "милостыня" и означает кошелек или сумку. Соответственно в английском - alms (милостыня) и "almoner purses" - кошельки для милостыни (достаточно часто в текстах также можно встретить термины "pouches" (англ.), или "bourse" (франц.), которые также означают кошелек). Возможно, свое название они получили благодаря Новому Завету, т. к подаяние милостыни бедному - обязанность каждого христианина. Средневековому христианину понятие спонтанной благотворительности было хорошо известно, и подаяние милостыни нищему или пилигриму было делом привычным. Наиболее вероятно, что название просто само по себе закрепилось за кошельками, носимыми людьми в ежедневном обиходе, независимо от подачи милостыни. Кошельки в средневековом европейском быту служили множеству целей: ношение личных вещей, хранение религиозных реликвий, хранение печатей для документов. Главным образом, эта статья - о кошельках из текстиля, украшенных вышивкой, как части ежедневного костюма человека. Пик их популярности приходится на середину 13-го - первую половину 14-го столетия.

Такие сохранившиеся до наших дней кошельки хранятся в коллекциях некоторых музеев, в частности:
The Metropolitan Museum of Art (New York City);
Le Musee Historique des Tissus (Lyon, France);
Le Musee nationale du Moyen Age ( Paris, France);
Museum fur Kunst und Gewerbe (Hamburg, Germany);
Les Cathedral Treasuries at Sens and Troyes (France);
Xanten (Germany).

Форма и крепление.

Сохранившиеся кошельки имеют самую разнообразную форму и размеры. Первый «вид» характеризуется следующими особенностями: прямоугольная форма закреплена на шнуре, который в свою очередь закреплен на поясе с помощью своеобразной "вешалки" - "purse-hanger" или просто продернут вокруг ремня.

Примеры «вешалки» - "purse-hanger"

Другой «вид», который усппешно сохранился до наших дней, характеризуется трапециевидной формой с закругленным верхней крышкой, которая закрывает круглое отверстие. Судя по всему, крышка пришивалась отдельно.
Ормоньер из Troyes Cathedral Treasury, France. Принадлежал Тибо (Thibault) IV ( граф и менестрель, живший в 1201-1253). Сделано из холста (вероятно полотно?) с рельефной аппликацией из зеленого бархата, со стежками шелковыми и золотыми нитями. Фотография отвратного качества, но по источникам, на кошельке изображены женщины, которые пилят сердце на столе между ними.

Немецкий кошелек из Germanisches Nationalmuseum. Музей датирует этот кошелек 1301-1315 годами. Качество вышивки - не такое тонкое как на большинстве других существующих изученных кошельков, но тоже вполне примечательный образец.

В Испании и Германии было вполне сложившейся традицией украшение кошельков повторяющимися геометрическими узорами. Коллекция немецких кошельков из Liebfrauenkirche Valeria в Сионе показывает широкое разнообразие геометрических вышивок на кошельках, выполненных счетной гладью.

Разнообразную вышивку можно увидеть на множестве сохранившихся кошельков, во многом находящихся под влиянием "opus anglicanum", или "Английской работы". Определяющей характеристикой этого стиля является использование многоцветной шелковой вышивки и серебряных или золотых нитей, изображающих изящные фигуры в сценах вечной любви.

"Сарацинcкие родство"

Независимо от появления названия "sarrazinoise" (сарацинский), традиция украшения кошельков вышивкой установилась задолго до появления в конце 13-го века в Париже ремесленной гильдии по изготовлению "aumonieres sarrazinoises" (сарацинских кошельков для милостыни). Подразумевалось, что шелковые и драгоценные вышитые и отделанные металлом кошельки появились именно в Святой Земле. В одной из своих статей, посвященной вышивке во французском текстиле, Марианна Карлано обращается к работе под названием "Glossaire francais du Moyen Age a l'usage de l'archeologue et de l'amateur des arts (1874)" Лаборда (в пер. - Французский словарь средневековых терминов, употребляемых археологами и любителями искусства") и указывает, что они были переняты у арабов, и, что они сначала назывались "bourses sarrazinoises" или "sarrazinoises" . В последствии, в Париже была основана ремесленная гильдия для изготовления аналогичных "восточных" кошельков. Неформальная, но достаточно людная ремесленная гильдия, возникшая с целью создания этих деликатных произведений искусства в больших количествах, была необходима для удовлетворения французских аппетитов по части модных аксессуаров.

Эта гильдия представляла собой организованное братство, насчитывавшее около 124 вышивальщиков, по большей части женщин, и устанавливала жесткие правила обучения, методов, используемых материалов. Фактически, если ремесленник-изготовитель "сарацинских" кошельков создавал хотя бы один такой кошелек, используя золотые нити низкого качества или другой запрещенный материал или технику, то этот кошелек подвергался безотлагательному уничтожению, дабы "защитить" качество.

Существовало достаточно четкое разделение между ремеслом профессионального вышивальщика и дизайном самой вышивки. Если труд профессионального художника заключался в том, чтобы сначала определить общий вид задуманного рисунка на ткани, то сами вышивальщики не обязательно должны были обладать такими дизайнерскими способностями. Наоборот даже, от них требовалось исключительно высокое мастерство исполнения задуманного кем-либо сюжетного рисунка. Если дизайн был достаточно прост, т. е. представлял собой линейный рисунок, вышивальщику пригождалось умение в подборе цветов и драпировке ткани, что подтверждается высоким качеством вышивки на таких кошельках. Различная ремесленные гильдии, включая вышивальщиков, обычно располагались в небольшой части Парижа и их товар можно было найти в обычных лавках, где они выставлялись на продажу вместе с товарами других ремесленников.

Бланш Пейн в "Истории Костюма", тем не менее, упоминает, что "одним из незначительных обычаев крестоносцев было ношение кошелька, укрепленного на поясе". И далее - "кошелек, вместе с крестом пилигрима, давался каждому из паломников завербовавшим их священником, перед началом похода на Святую Землю». К несчастью, Бланш Пейн не указывает источник, из которого она откопала этот лакомый кусочек. Из описания не ясно, был ли это тот самый "сарацинский" кошелек, поскольку не ясно, кошельки "сарацинского" типа были так названы уже после возвращения крестоносцев, либо получили свое название в честь крестовых походов сарацинские земли.

На миниатюрах довольно часто паломники изображаются с трапецевидными и прямоугольными сумками через плечо:

Возможно, традиция ярко вышитых кошельков получила распостранение в северной Европе из Мавританской Испании. Возможно также, что помимо их распостранения на Западе посредством пилигримов и крестоносцев, кошельки из Леванта могли появиться в Европе через средиземноморскую торговлю и южное побережье Испании, которое в течение долгого времени было под мусульманским контролем. Остальная часть Испании была под существенным влиянием мавританской материальной культуры, что подтверждается широким использованием хлопка раньше, чем в большинстве других частей Северной Европы. В Cantigas de Санта Maria и Книге Игр, испанских иллюстрированных манускриптах Альфонса X Мудрого, правителя Кастилии и Леона, датирующихся второй половиной 13-е столетия, можно увидеть группы людей с ярко украшенными кошельками с кисточками. Они имеют достаточно строгую геометрическую форму и вышиты.

Cantigas de Santa Maria (1255)

Торговля между Святой Землей и мусульманской Испанией были делом постоянным и прочным, и возможно, что мода на украшенные вышивкой кошельки процветала благодаря импорту ярких шелковых ниток или невышитых кошельков из сарацинских земель.

Кошелек как романтический дар.

С момента появления куртуазной любви в 12-ом столетии, кошельки получили статус не только модного аксессуара, но и романтического символа, передающийся от одного любовника к другому, - согласно Андреасу Capellanus`у, знаменитому автору "Искусства Вежливой Любви". В средневековой культуре существовала прочная связь между эстетическим соблазном богатого украшения и привлекательностью человека, обладающего таким украшением. Существовала устойчивая так называемая "Культура дара".

Джоан Эванс (Joan Evans), автор книги "Одежда в Средневековой Франции", повествует о том, что в 13-ом столетии было широко распостранено "ношение кошелька для милостыни ("aumoniere") или сумочки на поясе (ремне). Кошелек или сумочка обычно изготавливались из вышитого шелка; зачастую такие сумки были сделаны дамами и преподнесены в дар их любовникам." Она приводит Ленор (Lienor) в Guillaume de Dole, французском романе 13 века, написанном Жаном Ренаром (Jean Renart), которая "посылает сенешалю ремень и сумку, вышитую птицами и рыбами."

Миниатюра из французской копии Justinian's Digeste (Париж, Национальная Библиотека) - муж и жена вместе держат большой кошелек, символизирующий их доли в браке. (1280).

Миниатюра из Le Roman de la Rose (Рим, Biblioteca Apostolica Vaticana), женщина ухватилась за кошелек, а ее любовник сетует на то, какие голодные до денег стали современные женщины - предпочитают богатых любовников. (1280)

Еще несколько картинок: опять же Манесский кодекс;

Житие Св. Мартина 1317:

Использованы отрывки из статей сайта www.cottesimple.com by Tasha Kelly McGann в переводе леди Уны. Брест ТО 2005-2007 (с)

Категория: Реконструкция | Добавил: Ugni (12.10.2007)
Просмотров: 2510 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright Charleman de Trois © 2007
Хостинг от uCoz