Главная | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Реконструкция [6]
Польша, ВКЛ 13-15 века [2]
Западная Европа и ТО 13-15 века [0]
Главная » Статьи » Реконструкция

Анально-фестивальная культура сообщества реконструкторов 14-16 века.
Фестивали на позднее средневековье (14-16 век) в военно-историческом движении СНГ уже сейчас разделились на два потока. Не считая чисто вонзальных мероприятий типа маневров (приехали-переоделись-раздали друг другу люлей-переоделись-разъехались) или исключительно узкопрофилированных выступлений (концерты медивальной музыки, выступления театров и тд), а также экшена в составе всяческих празднований дней города, столетий и тысячелетий, можно наблюдать два основных формата на высокое средневековье:

- Формат мероприятий типа ГК.
- Формат мероприятий типа Альянса.

Причем уже можно говорить о том, что ГК и Альянс проводят не просто разные мероприятия, они уже формируют разные сообщества людей, отличия которых как раз не в подходе к реконструкции материальной культуры (достойных реинакторов хватает в обеих тусовках), а в отношении к фестивальной культуре.

Анально-падонческие темы, алкоголь, гонки на сортирах, чилавек-подсвечник, угар и отжиги на грани не то что неприличия, но жестокости с одной стороны, и академическое ЛХ с фотосессиями, средневековым Sxe, минимум бесчинств и крепкого алкоголя в целом, «правильное» проростание с другой (см. регламент поведения на мероприятиях Альянса), - обрели своих сторонников сообразно с предпочтениями участников этих медивальных шоу...

Условно, в современных субкультурах «средневековых подонков» можно ассоциировать с байкерами, среди которых тоже много серьезных взрослых людей, вполне респектабельных в гражданской жизни, но на слётах творящих такой трэш и беспредел, что волосы на голове становятся дыбом. Лично наблюдал, могу подтвердить. Я не буду касаться подробных психологических истоков этого феномена, вопрос который меня волнует – а имеет ли нынешняя анально-матерная культура средневековых фестивалей отношение к средневековью вообще, или правы скептики их Альянса, которые считают, что правильная реконструкция представляет собой совершенно иное вхождение в образ.

Как мне кажется, т.н. падонческий фестиваль по психологическому настрою масс и многим поведенческим признакам в режиме нон-стоп на двое-четверо суток не есть попытка реконструкции военных действий, а скорее реинкарнация городского карнавала, каким мы его можем представить. Причем я не говорю о точной реконструкции «духа» его участников или его неких внешних атрибутов (историчный язык, жестикуляция и тд ), а имею ввиду общие артибуты, о которых речь ниже.

В поисках информации я загуглил пару интересующих меня тем и вышел прямиком на ряд статей по народной и карнавальной культуре средневековья.
Итак, что же мы можем увидеть на современных фестах, и что же говорят нам умные книжки про средневековые карнавалы.

- Набившее оскомину несоблюдение иерархии на фестивалях взаимоотношений между блааародными и холопами, бесстатусность:

«…На карнавальной площади в условиях временного упразднения всех иерархических различий и барьеров между людьми и отмены некоторых норм и запретов обычной, то есть внекарнавальной, жизни создается особый идеально-реальный тип общения между людьми, невозможный в обычной жизни. Это вольный фамильярно-площадной контакт между людьми, не знающий никаких дистанций между ними.
Новый тип общения всегда порождает и новые формы речевой жизни: новые речевые жанры, переосмысление или упразднение некоторых старых форм и т.п. Подобные явления известны каждому и в условиях современного речевого общения. Например, когда двое вступают в близкие приятельские отношения, дистанция между ними уменьшается (они «на короткой ноге»), и потому формы речевого общения между ними резко меняются: появляется фамильярное «ты», меняется форма обращения и имени (Иван Иванович превращается в Ваню или Ваньку), иногда имя заменяется прозвищем, появляются бранные выражения, употребленные в ласковом смысле, становится возможным взаимное осмеяние (где нет коротких отношений, объектом осмеяния может быть только кто-то «третий»), можно похлопать друг друга по плечу и даже по животу (типичный карнавальный жест), ослабляется речевой этикет и речевые запреты, появляются непристойные слова и выражения и пр. и пр.»

- Столь нелюбимые всеми сортирный юмор, ругательства, мат, пошлости и прочее:

«…Для фамильярно-площадной речи характерно довольно частое употребление ругательств , то есть бранных слов и целых бранных выражений, иногда довольно длинных и сложных. Ругательства обычно грамматически и семантически изолированы в контексте речи и воспринимаются как законченные целые, подобно поговоркам. Поэтому о ругательствах можно говорить как об особом речевом жанре фамильярно-площадной речи. По своему генезису ругательства не однородны и имели разные функции в условиях первобытного общения, главным образом магического, заклинательного характера. Но для нас представляют особый интерес те ругательства-срамословия божества, которые были необходимым составным элементом древних смеховых культов. Эти ругательства-срамословия были амбивалентными: снижая и умерщвляя, они одновременно возрождали и обновляли. Именно эти амбивалентные срамословия и определили характер речевого жанра ругательств в карнавально-площадном общении. В условиях карнавала они подверглись существенному переосмыслению: полностью утратили свой магический и вообще практический характер, приобрели самоцельность, универсальность и глубину. В таком преображенном виде ругательства внесли свою лепту в создание вольной карнавальной атмосферы и второго, смехового, аспекта мира.
Ругательствам во многих отношениях аналогичны божба или клятвы (jurons). Они также наводняли фамильярно-площадную речь. Божбу также следует считать особым речевым жанром на тех же основаниях, как и ругательства (изолированность, завершенность, самоцельность). Божба и клятвы первоначально не были связаны со смехом, но они были вытеснены из официальных сфер речи, как нарушающие речевые нормы этих сфер, и потому переместились в вольную сферу фамильярно-площадной речи. Здесь, в карнавальной атмосфере, они прониклись смеховым началом и приобрели амбивалентность.
Аналогична судьба и других речевых явлений, например, непристойностей разного рода. Фамильярно-площадная речь стала как бы тем резервуаром, где скоплялись различные речевые явления, запрещенные и вытесненные из официального речевого общения. При всей их генетической разнородности они одинаково проникались карнавальным мироощущением, изменяли свои древние речевые функции, усваивали общий смеховой тон и становились как бы искрами единого карнавального огня, обновляющего мир.»

- Бюргерско-пехотные темы про пожрать, выпить, совокупиться, поваляться в канаве:

«Образы материально-телесного начала у Рабле (и у других писателей Возрождения) являются наследием (правда, несколько измененным на ренессансном этапе) народной смеховой культуры, того особого типа образности и шире – той особой эстетической концепции бытия, которая характерна для этой культуры и которая резко отличается от эстетических концепций последующих веков. Эту эстетическую концепцию мы будем называть – пока условно – гротескным реализмом . Носителем материально-телесного начала является здесь не обособленная биологическая особь и не буржуазный эгоистический индивид, а народ , притом народ в своем развитии вечно растущий и обновляющийся. Поэтому все телесное здесь так грандиозно, преувеличенно, безмерно. Преувеличение это носит положительный , утверждающий характер . Ведущий момент во всех этих образах материально-телесной жизни – плодородие, рост, бьющий через край избыток. Материально-телесное начало здесь – начало праздничное, пиршественное, ликующее, это – «пир на весь мир… олстое брюхо Санчо («Panza»), его аппетит и жажда в основе своей еще глубоко карнавальны; тяга его к изобилию и полноте в основе своей не носят еще частно-эгоистического и отъединенного характера, – это тяга к всенародному изобилию. Санчо – прямой потомок древних брюхатых демонов плодородия, фигуры которых мы видим, например, на знаменитых коринфских вазах. Поэтому в образах еды и питья здесь еще жив народно-пиршественный, праздничный момент. Материализм Санчо – его пузо, аппетит, его обильные испражнения – это абсолютный низ гротескного реализма, это – веселая телесная могила (брюхо, чрево, земля), вырытая для отъединенного, отвлеченного и омертвевшего идеализма Дон-Кихота; в этой могиле «рыцарь печального образа» как бы должен умереть, чтобы родиться новым, лучшим и б о льшим; это – материально-телесный и всенародный корректив к индивидуальным и отвлеченно-духовным претензиям; кроме того, это – народный корректив смеха к односторонней серьезности этих духовных претензий (абсолютный низ всегда смеется, это рождающая и смеющаяся смерть). Роль Санчо в отношении Дон-Кихота можно сопоставить с ролью средневековых пародий в отношении высокой идеологии и культа, с ролью шута в отношении серьезного церемониала, ролью «Charnage» в отношении «Carême» и т.п. Возрождающее веселое начало, но в ослабленной степени, есть еще и в приземляющих образах всех этих мельниц (гиганты), трактиров (замки), стад баранов и овец (войска рыцарей), трактирщиков (хозяин замка), проституток (благородные дамы) и т.п. Все это – типичный гротескный карнавал, травестирующий битву в кухню и пир, оружие и шлемы – в кухонные принадлежности и бритвенные тазы, кровь – в вино (эпизод битвы с винными бурдюками) и т.п. Такова первая карнавальная сторона жизни всех этих материально-телесных образов на страницах сервантесовского романа. Но именно эта сторона и создает большой стиль сервантесовского реализма, его универсализм и его глубокий народный утопизм.
Еда в древнейшей системе образов была неразрывно связана с трудом . Она завершала труд и борьбу, была их венцом и победой. Труд торжествовал в еде . Трудовая встреча человека с миром, трудовая борьба с ним кончалась едою – поглощением отвоеванной у мира части его. Как последний победный этап труда еда часто замещает собою в системе образов весь трудовой процесс в его целом. В более древних системах образов вообще не могло быть резких границ между едою и трудом: это были две стороны одного и того же явления – борьбы человека с миром, кончавшейся победой человека. Нужно подчеркнуть, что и труд и еда были коллективными; в них равно участвовало все общество. Эта коллективная еда, как завершающий момент коллективного же трудового процесса, – не биологический животный акт, а событие социальное. Если оторвать еду от труда, завершением которого она была, и воспринимать ее как частно-бытовое явление, то от образов встречи человека с миром, вкушения мира, разинутого рта, от существенной связи еды со словом и веселой истиной ничего не остается, кроме ряда натянутых и обессмысленных метафор. Но в системе образов трудящегося народа , продолжающего завоевывать свою жизнь и еду в трудовой борьбе, продолжающего поглощать только завоеванную , осиленную часть мира , – пиршественные образы продолжают сохранять свое важное значение, свой универсализм, свою существенную связь с жизнью, смертью, борьбой, победой, торжеством, возрождением. Поэтому образы эти и продолжали жить в своем универсальном значении во всех областях народного творчества. Они продолжали здесь развиваться, обновляться, обогащаться новыми оттенками значений, они продолжали заключать новые связи с новыми явлениями. Они росли и обновлялись вместе с народом, их творившим.
В акте еды, как мы сказали, границы между телом и миром преодолеваются в положительном для тела смысле: оно торжествует над миром, над врагом, празднует победу над ним, растет за его счет. Этот момент победного торжества обязательно присущ всем пиршественным образам. Не может быть грустной еды. Грусть и еда несовместимы (но смерть и еда совмещаются отлично). Пир всегда торжествует победу – это принадлежит к самой природе его. Пиршественное торжество – универсально : это – торжество жизни над смертью . В этом отношении оно эквивалентно зачатию и рождению . Победившее тело принимает в себя побежденный мир и обновляется .»

- Стёб, жестокие шутки на грани издевательства, агрессия в юморе:

«…Вся богатейшая народная культура смеха в средние века жила и развивалась вне официальной сферы высокой идеологии и литературы. Но именно благодаря этому внеофициальному своему существованию культура смеха отличалась исключительным радикализмом, свободой и беспощадной трезвостью. Средневековье, не допустив смех ни в одну из официальных областей жизни и идеологии, предоставило ему зато исключительные привилегии на вольность и безнаказанность вне этих областей: на площади, во время праздников, в рекреативной праздничной литературе. И средневековый смех сумел широко и глубоко использовать эти привилегии. Отрицающий насмешливый момент был глубоко погружен в ликующий смех материально-телесного возрождения и обновления. Смеялась «вторая природа человека», смеялся материально-телесный низ, не находивший себе выражения в официальном мировоззрении и культе.»

- переодевания, издевательства над видом и статусами (магистров, приоров, командоров, рыцарей):

«Одним из обязательных моментов народно-праздничного веселья было переодевание , то есть обновление одежд и своего социального образа. Другим существенным моментом было перемещение иерархического верха в низ: шута объявляли королем, на праздниках дураков избирали шутовского аббата, епископа, архиепископа, а в церквах, непосредственно подведомственных папе, – даже шутовского папу. Эти шутовские иерархи и служили торжественную мессу; на многих праздниках обязательно избирались эфемерные (однодневные) короли и королевы праздника, например, в праздник королей («бобовый король»), в праздник св. Валентина. Избрание таких эфемерных королей («roi pour rire») особенно было распространено во Франции, где почти каждая бытовая пирушка имела своего короля и королеву. От надевания одежды наизнанку и штанов на голову и до избрания шутовских королей и пап действует одна и та же топографическая логика: переместить верх в низ»

- преобладание в реконструкторском, а значит и в фестивальном сообществе, молодежи:

«…Активными участниками народно-площадных праздничных действ в средние века были низшие и средние клирики, школяры, студенты, цеховики, наконец те различные внесословные и неустроенные элементы, которыми так богата была эпоха. Но смеховая культура средневековья, в сущности, была всенародной. Правда смеха захватывала и вовлекала всех: ей никто не мог противостоять.»

- про говно:

«Мы знаем, что испражнения играли большую роль в ритуале праздника глупцов . Во время торжественного служения избранного шутовского епископа в самом храме кадили вместо ладана испражнениями. После богослужения клир садился на повозки, нагруженные испражнениями; клирики ездили по улицам и бросали испражнениями в сопровождающий их народ. Забрасывание калом входило и в ритуал шаривари. До нас дошло описание шаривари XIV века в «Roman du Fauvel»; из этого описания мы узнаем, что метание кала в прохожих практиковалось тогда рядом с другим ритуальным жестом – бросанием соли в колодец. Громадную роль играют скатологические (преимущественно словесные) вольности и во время карнавала.
Приведенные нами примеры говорят о том, что бросание калом и обливание мочой – традиционный снижающий жест, знакомый не только гротескному реализму, но и античности. Его снижающее значение было общеизвестным и общепонятным. Вероятно, в любом языке можно найти выражения вроде «на….. на тебя» (параллельные выражения – «наплевать» или «начхать на тебя»). В эпоху Рабле было обычным выражением «bren pour luy» (это выражение Рабле употребляет в прологе к первой книге своего романа). В основе этого жеста и соответствующих словесных выражений лежит буквальное топографическое снижение, то есть приобщение к телесному низу, к зоне производительных органов. Это – уничтожение, это – могила для снижаемого. Но все такого рода снижающие жесты и выражения амбивалентны . Ведь могила, которую они роют, – телесная могила. Ведь телесный низ, зона производительных органов, – оплодотворяющий и рождающий низ . Поэтому и в образах мочи и кала сохраняется существенная связь с рождением , плодородием , обновлением , благополучием . И этот положительный момент в эпоху Рабле был еще вполне жив и ощущался с полной ясностью.»

- про деффак:

«…Народно-смеховая традиция вовсе не враждебна женщине и вовсе не оценивает ее отрицательно. Подобного рода категории вообще здесь не приложимы. Женщина в этой традиции существенно связана с материально-телесным низом ; женщина – воплощение этого низа, одновременно и снижающего и возрождающего. Она так же амбивалентна, как и этот низ. Женщина снижает, приземляет, отелеснивает, умерщвляет; но она прежде всего – начало рождающее . Это – чрево . Такова амбивалентная основа образа женщины в народно-смеховой традиции.»

- реконструкторское народное творчество, от крео до знаменитых ливонских песен:

«…Под площадной речью мы имеем в виду прежде всего некоторые явления фамильярной речи – ругательства, божбу и клятвы, проклятия, – а затем речевые жанры площади – «крики Парижа», рекламы ярмарочных шарлатанов и продавцов снадобий и т.п. Все эти явления не отделены китайской стеной от народно-праздничных литературных и зрелищных жанров: они входят в их состав и часто играют в них ведущую стилистическую роль; мы постоянно встречаем их в dits (сказы) и debâts (прения), в дьяблериях, в соти, в фарсах и др. Бытовые и художественные жанры площади очень часто так тесно переплетаются между собой, что между ними иногда бывает трудно провести четкую границу. Те же продавцы и рекламисты снадобий были ярмарочными актерами; те же «крики Парижа» были облечены в стихотворную форму и исполнялись на определенную мелодию; стиль речи балаганного зазывалы ничем не отличался от стиля реклам продавца народных книг (и даже длинные рекламирующие заголовки этих книг обычно построены в стиле площадных зазываний). Площадь позднего средневековья и Возрождения была единым и целостным миром, где все «выступления» – от площадной громкой перебранки до организованного праздничного зрелища – имели нечто общее, были проникнуты одной и той же атмосферой свободы, откровенности, фамильярности. Как образец площадной речи, «cris de Paris» («Крики Парижа») – это громкая реклама парижских торговцев. Этим крикам придавалась ритмическая стихотворная форма; каждый определенный «крик» – это четверостишие, посвященное предложению и восхвалению одного определенного товара. Первый сборник «криков Парижа», составленный Гильомом де Вильнев, относится к XIII веку, последнее же собрание «криков» Клемана Жаннекена относится уже к середине XVI века (это «крики», современные Рабле). Имеется довольно богатый материал и для промежуточных эпох, особенно для первой половины XVI века. Таким образом, историю этих знаменитых «криков» можно проследить на протяжении почти четырех веков»

Может быть, кому-то мои аналогии покажутся наивными, но
в целом, несмотря на отдельные случае полной отмороженности и гопничества, я бы не стал называть организованные падонческие фестивали сборищем маргиналов, дебоширов и алкоголиков. Мы все не сверхлюди 21 века и недалеко ушли от психологии средневекового человека. Мы такие же как они, в реальной жизни серьезные, на отдыхе сумасшедшие и веселые. И то, что ужасает на «рыцарских фестивалях» милых домашних мальчиков и девочек как из числа зрителей, так и из числа участников, – все это на самом деле нормально. Это давно было до нас и будет после нас. А посему желаю всем приятного отдыха на фестивалях средневековой культуры и может быть увидимся в какой-нибудь канаве!

Свинобюргер Угни.

ЗЫ: в монологе были использованы фрагменты из книги М. М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса.»

Категория: Реконструкция | Добавил: Ugni (03.09.2008)
Просмотров: 2250 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright Charleman de Trois © 2007
Хостинг от uCoz